Отказ от трехлетнего бюджетного планирования в этом году – важная веха на кризисной траектории отечественной экономики. Нежелание публиковать среднесрочные бюджетные ориентиры – это явный признак перехода в режим выживания. На вчерашнем заседании правительства премьер Дмитрий Медведев призвал готовиться к затягиванию поясов. Под нож, очевидно, попадут целевые программы развития, которые теряют даже условные гарантии финансирования. Переход на однолетний бюджет также поможет властям скрыть неприятные тенденции – такие как угроза увеличения бюджетного дефицита и роста доли военных госрасходов.
Правительственные чиновники сняли розовые очки.
По понятным причинам ситуация сложная, – сказал вчера Дмитрий Медведев на заседании правительства. – Мы вынуждены серьезно сокращать расходы, и вопрос о том, как используются государственные деньги, имеет особое значение сегодня.
Россия уже столкнулась с бюджетным дефицитом, который, если исключить нефтегазовые доходы, стал рекордным.
Как сказал на вчерашнем заседании глава Минфина Антон Силуанов, в целом дефицит федерального бюджета составил по итогам первого полугодия 2015-го 2,3% ВВП. И по его словам, «впервые с 2010 года мы наблюдаем превышение расходов над доходами». Ненефтегазовый дефицит, то есть дефицит без учета нефтегазовых доходов, стал в первом полугодии самым высоким за последние 10 лет, добавил министр. Он составил 11% ВВП. Дефицит бюджета по итогам 2015 года Силуанов прогнозирует «на уровне чуть менее 3% ВВП».
Видимо, по тем же «понятным причинам» правительство приняло решение верстать бюджет на один год, отказавшись от трехлетнего планирования.
Ситуация и внутри нашей экономики, и в мировой экономике остается весьма сложной и непредсказуемой. Мы уже возвращались к однолетнему циклу бюджетного планирования. Высокая волатильность на рынках снижает надежность расчетов по доходам и расходам, и переход с трехлетнего цикла – временный переход, еще раз подчеркиваю, – на годовой позволит в настоящий момент опираться на более точный прогноз основных макроэкономических показателей и учитывать текущие тенденции, – пояснил вчера Медведев.
Правда, ссылки на стремление к большей точности выглядят неубедительно. Ведь даже при трехлетнем бюджетном планировании по факту власти принимали бюджет на ближайший год и именно по поводу его параметров разгорались наиболее горячие споры. А второй и третий год назывались плановым периодом: на этот период прописывались лишь ориентиры, которые носили скорее справочный характер. При этом бюджет постоянно пересматривался и корректировался в ходе исполнения, поэтому планирование и на 12 месяцев тоже было в каком-то смысле условным.
Другими словами, неясно, как отказ от расчетов на три года сделает прогнозы на ближайший год более точными. Ведь вряд ли точность прогнозов на ближайший год будет зависеть от того, насколько загружены министерские специалисты арифметическими подсчетами. Так что скорее всего не об одной только точности думают в правительстве.
Переходя на однолетний бюджет, правительство получает возможность скрыть некоторые не слишком удобные подробности о ближайшем будущем российской экономики. Ведь попытка сохранить оборонные расходы при общем сокращении доходов неизбежно приведет к их относительному росту. А афишировать это властям не хотелось бы. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2014 году военные расходы российского бюджета составили 4,5% ВВП, тогда как в начале нулевых этот показатель был на уровне 3,6% ВВП.
Получить кредит в камышине Кредит 100000 онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий